Издательство UbiSoft одно из крупнейших в мире и объединяет плеяду плодовитых студий разработки. Это позволяет им запускать в производство независимо от других студий различные проекты, в том числе активно окучивать известные бренды. В наши дни они особенно преуспели с серией Assassin’s Creed. При этом давненько не появлялось новых игр из других франшиз.
Одним из таких примеров можно назвать серию стелс-экшенов Splintеr Cеll.
Если быть точнее, то Tom Clancy’s Splintеr Cеll, поскольку UbiSoft активно сотрудничали с писателем Томом Клэнси — любителем политического триллера и бравых защитников демократии. Получился такой двойной бренд — имя писателя и название игры.
Героем серии игр стал Сэм Фишер — специальный агент АНБ. Дебютировал он в игре 2002 года от студии Ubisoft Montreal. Вторую часть создавало подразделение в Шанхае, а третью снова делали в Монреале. Это позволило в обоих случаях получить прогрессивный результат — каждая новая часть развивала концепцию скрытного перемещения Сэма Фишера и давала новые возможности и приёмы для игроков — и обеспечило появление мультиплеерного режима игры и много других мелочей. Базовая концепция не менялась, так что разработчики оттачивали формулу игры и развивали заложенные в основе идеи. Пожалуй, в третьей игре — Splinter Cell: Chaos Theory — авторы достигли вершины по совокупному набору проделанной работы: графике, звуку, увлекательному геймплею... Ну, только сюжет оставался типичным для Клэнси — "клюквенным". Впрочем, в таких проектах главное, чтобы сценарий давал повод посетить различные локации для запоминающегося виртуального приключения. И если сама история кишела ляпами или наигранностью нагнетаемой интриги, то персонажи получались по-своему живыми. Сэм Фишер во многом удался благодаря озвучке Майкла Айронсайда.
Наступала эпоха нового поколения приставок. Издательства начали презентовать первую волну новинок, которые впечатляли роскошной картинкой и интерактивным виртуальным окружением. Сейчас сложно вспомнить эти игры первой волны: они во многом ещё только прощупывали новые возможности технологий и служили набросками для новых методов разработки игр.
Четвёртую игру про Сэма Фишера решено было сделать уже с новой базовой концепцией. Анонс удивлял читателей игровых изданий изображениями Сэма Фишера в тюремной робе и будоражил фантазию. Но очень скоро всё встало на свои места. Достаточно было обратить внимание на подзаголовок Double Agent и далее сделать вывод, что Фишер не стал вдруг плохим парнем. Выскажу даже мнение, что, может, напрасно разработчики изначально раскрыли всю интригу. Могло бы быть куда интереснее узнать всё из самой игры, а до того момента думать и гадать, будто и правда можно будет поиграть за Фишера-преступника.
Особенность ситуации с этой игрой заключается в том, что её сделали в двух различных изданиях: студия из Монреаля создала версию для устаревающих приставок, а разработчики из Шанхая — next-gen версию и её порт на ПК. Для ПК-игроков это обернулось наличием разнообразных технических проблем с портированной игрой. Мало того, что в год своего выпуска Splinter Cell: Double Agent сама по себе была требовательной к железу, так ещё и ошибки дополнительно нагружали систему.
И всё же серия действительно получила интересное нововведение. Отныне игроку предстояло соблюдать баланс доверия к Фишеру и со стороны государственной организации АНБ, и со стороны неких заговорщиков — Армии Джона Брауна (АДБ), в которую он внедрился благодаря заведенным знакомствам в той самой тюрьме из анонса. Уровень доверия зависит от выполнения заданий АНБ и/или АДБ в очередной миссии и выбранного уровня сложности. Например, на лёгком уровне прибавка доверия за выполненное задание очень большая, так что к концу игру несложно прийти с обеими полными шкалами. От того, с какими отношениями игрок заканчивает прохождение, зависит концовка — на многое рассчитывать не надо, но для линейного экшена это приятная деталь.
Игровой процесс четвертой части живо узнаётся, и завсегдатаям переучиваться не приходится. Правда, некоторые элементы серьёзно изменились. Во-первых, непривычно много света на этот раз: чаще приходится искать тёмные углы, а порой просто бегать за спинами патрульных. Во-вторых, переиначили отображение игрового интерфейса в угоду большей кинематографичности, поэтому теперь нет шкалы заметности Фишера: или он точно надёжно спрятался в потёмках, и индикатор зелёный, а его обнаружат, лишь наступив на него, или индикатор жёлтый и в любой момент грозит стать красным — всячески избегаем чужих глаз. Да и показатель производимого шума убрали. В-третьих, перерисовали эффекты работы знаменитого прибора ночного виденья с тремя окулярами. Впрочем, принимая во внимание обилие света на уровнях, прибегать к ПНВ придётся редко — он здесь прежде всего в качестве традиционного символа игры. Приправили геймплей и различными мини-играми: взлом замков и хакинг знакомы ещё по прошлым играм, а вот сейфы — это что-то новенькое. Также есть мини-игры под отдельные ситуации в ходе прохождения.
Splinter Cell: Double Agent даже может показаться короткой. С одной стороны, миссий довольно много, и продолжительность прохождения точно займёт ~10 часов. Однако развитие событий весьма стремительное. Несложное первое задание выступает тут в качестве режима обучения и разминки (в нем Фишер щедро снаряжен полным комплектом гаджетов и боеприпасов). Далее сюжетный финт, объявление бывшего агента АНБ преступником и заключение его в тюрьму. И уже вторая миссия — пoбeг из тюpьмы. Так вот сразу, без возможности привыкнуть к резким переменам роли Фишера, понаблюдать за тем, как он знакомится с Джейми Вашингтоном, одним из членов АДБ, как они вместе проводят подготовку к побегу. В общем, выглядит это всё как с места в карьер, безрассудством. А уже после побега нас так вот запросто принимают в ряды АДБ!.. Да, на нас ещё все смотрят очень косо и неприязненно, но тем не менее уж слишком быстро развитие истории заводит нас во вражеский лагерь. И ведь едва-едва очутившись там, Фишер уже начинает нагло собирать компромат и вынюхивать! Время на возможность погулять по базе ограничено, и при этом необходимо будет каждый раз выполнять какое-то обязательное поручение АДБ, без которого можно моментально потерять всё доверие. Уже обеспечив себе фору во времени, можно будет и по базе гулять, и по её запретной зоне пробраться крадучись.
Тем удивительнее, что Фишеру так скоро доверяют выполнять самостоятельные задания и берут с собой в различные поездки на переговоры.
Впрочем, если начало у игры стремительное, то дальше прохождение становится более размеренным, и появляется возможность не спеша смаковать некоторые задания. Миссии часто делятся на несколько этапов с подзагрузками новых территорий. Тем не менее было бы здорово иметь побольше заданий в различных точках земшара. По воле авторов Фишер сможет посетить такие места, как: Исландия, тюрьма штата Канзас, Охотское море, Шанхай, круизный лайнер у берегов Мексики, Демократическую Республику Конго, где-то у берегов Нью-Йорка (в качестве возможного бонуса ), — и 4 раза подряд оказываться на базе АДБ. Желание добавки ещё локаций обусловлено, скорее всего, избалованностью третьей игрой серии.
У разработчиков даже получилось в какой-то степени сделать АДБ привлекательной группировкой. То есть логика в возможности осуществления одной из концовок игры присутствует. Ключевые персонажи АДБ, чьи голоса, отпечатки пальцев и личные дела являются целью Фишера, представляют собой хрестоматийный сборник характеров. Зловещий лидер Эмиль Дюфран наделён внешностью, которая прямо передаёт его сущность: острый нос, птичьи черты лица, да ещё и лысая голова — вылитый гриф-падальщик! Его верный помощник и начальник безопасности Карсон Мосс — грозный силач, человек, подходящий на роль правой мускулистой руки Дюфрана. Не обойдётся тут и без "комсомолки, спортсменки и просто красавицы", это — Энрика Виллабланка, может быть, наименее зловредная из всего состава АДБ. Уже упоминавшийся Джейми Вашингтон — верный последователь Дюфрана, знакомый типаж влюбленного в идею молодого человека.
Главным образом игра пострадала в год своего выпуска на ПК: обобщенно такие проблемы принято связывать со всеохватывающим термином "оптимизация". Это значит, что игра неоправданно сильно нагружала систему и игрокам ради относительно комфортной игры приходилось идти на всевозможные уступки по настройкам графики: занижать разрешение экрана, отключать сглаживание и другие опции эффектов. Вскорости вышедшие патчи многое исправили, но самым лучшим решением оставалось раскошелиться на очередной внушительный апгрейд системы.
Другая часть проблем уже серьёзнее: могли возникать баги и глюки, которые в лучшем случае забавляли игрока неадекватными сценками, в худшем - приводили к зависанию игры или выбросу на рабочий стол с системной ошибкой. Опять же патчи поправили особенно запущенные случаи, но похоже, что некоторые глюки притаились с тем, чтобы вылезти на свет в будущем времени, когда какой-нибудь геймер захочет вспомнить былое и попытается запустить игру под ОС Windows 7, например. В частности обнаруживается, что не работает меню настроек графики - изменять параметры игры надо вручную, прописывая изменения в соответствующем *.ini файле. Но хуже другое - опять что-то может сломаться и помешать прохождению игры. Сейчас пишут о зависаниях игры во время миссии в Киншасе, однако мне повезло пройти эту часть без проблем. Но сам я столкнулся с глюко уже в конце игры, из-за чего не смог посмотреть собственно заключительные титры: совершаю финальное действие миссии, камера переходит в режим кино-сценки... но запускающий сценку триггер не срабатывает и ничего не происходит. При этом игра не зависает.
Если бы не все эти технические проблемы, то Splinter Cell: Double Agent заслуженно можно было бы чествовать за достойное развитие серии, и игра одарила бы геймеров разнообразными впечатлениями и запоминающимися эпизодами из миссий. Здорово же бегать по лагерю заговорщиков и записывать их голоса!.. искать их отпечатки пальцев!.. А ещё мы получаем снаряжение в награду за прохождение некоторых миссий, отмеченных звёздочкой. Если стараться не пропускать такие задачи, можно быстро собрать полный комплект нового снаряжения, в том числе улучшенный ПНВ. Но лично мне особенно нравится пушка, посылающая акустический сигнал в указанном направлении: противник будет привлечён шумом и направится проверять подозрительный закуток. Водить патрульных за нос при помощи этого устройства — занимательное дело.
Собственно, за подобный вдумчивый геймплей и любят эту серию стелс-экшенов.